240-летию Бугульмы посвящается: основание Волго-Бугульминской железной дороги

25 августа 2021 г., среда

Бугульма – один из старейших городов Республики Татарстан, находится на юго-востоке Республики Татарстан, на Бугульминско - Белебеевской возвышенности.

Первое упоминание о Бугульме относится к 1521 г., когда на  большом торговом тракте  Казань - Оренбург, на  берегу  стремительной,  извилистой речки возникла  небольшая татарская деревушка. На её месте в 1745 г. образована  Бугульминская слобода,  заселённая ясачными крестьянами, пахотными солдатами,  ссыльными. 23 декабря 1781 г. по Указу Екатерины I  Бугульминская  слобода получает статус уездного города Уфимского наместничества.  

Известно, что со времени своего образования вследствие удачного географического положения на пересечении путей из Уфы и Оренбурга в Казань Бугульма стала региональным центром торговли. В городе проводились ежегодные ярмарки, на которых продавался скот, лошади, изделия из кожи и многое другое.

Однако, со временем, отсутствие судоходной реки и наличие одного лишь гужевого транспорта стало сильно тормозить дальнейшее экономическое развитие Бугульмы, и, даже, сделало проведение тех же ярмарок убыточными, так как крестьяне вывозили избыток хлеба на продажу, используя лошадей, а дальний путь был трудоёмок и убыточен. Доставка товаров из промышленных центров тоже была дорогой. Решением транспортных проблем стало появление железнодорожного сообщения.     

Впервые, идею строительства железной дороги из Симбирска (Ульяновск) до Уфы предложил в 1862 году выдающийся русский инженер Павел Петрович Мельников.

Первые намётки железной дороги к Бугульме относятся к 1869 году. Земское собрание и уездная управа более тридцати лет беспрерывно ходатайствовали перед Правительством о проведении этой дороги.

Для привлечения капитала на строительство Волго-Бугульминской железной дороги выпускались облигации – 4% и 4,5 % сроком погашения в 76 лет.

В августе 1900 года с просьбой о проведении через Бугульминский уезд железнодорожного пути в направлении Симбирск-Мелекесс-Бугульма-Уфа к министру финансов обратилась Бугульминская уездная управа. Движение по Мелекесскому подъездному пути началось 12 июля 1902 года. Этот подъездной путь имел чисто местное значение и служил в основном для вывоза хлеба и лесоматериалов.

Рабочим, занятым на строительстве, дорога давала возможность обрести некое материальное благополучие. На дороге работник получал в день 45-50 копеек, а на барской работе 20 -25 копеек. Работнику с лошадью платили 1 рубль в день.

В июле 1910 г. был опубликован высочайший указ императора Николая II о сооружении ширококолейной железнодорожной линии общего пользования от станции Бугульма Волго-Бугульминской железной дороги до станции Чишмы Самаро-Златоустовской железной дороги и о сооружении моста через реку Волгу близ города Симбирска.

В 1911г. через Бугульму прошла Волго – Бугульминская железная дорога, соединившая  Симбирск с Уфой.

     … 240 лет Бугульму называют городом. Из них 130 лет она оставалась глухой окраиной царской России. Свисток прибывающего в Бугульму паровоза всколыхнул всё округу. На открытие железной дороги собрались все горожане, от малого до старого. Празднично одетые, они ждали невиданного чуда. Около нарядного паровоза собралась вся местная знать. Это были дворяне, помещики, купцы и священнослужители. Встреча первого поезда проходила в торжественной обстановке и вылилась в народное гуляние. Станции как таковой не было. У железной дороги стояло одинокое деревянное строение, покрашенное жёлтой краской.

Паровоз с несколькими вагонами, весь обвешанный гирляндами и флагами, медленно приближался к арке. Тендер паровоза и вагоны были украшены берёзовыми ветками. Публика ликовала. Бросали вверх шапки, охапки веток и цветов…

К 1913 г. было уже пять станционных путей пропускной способностью четыре пары товарных поездов (вывозили в основном хлеб и материалы), и один пассажирский из пяти–шести вагонов. Имелось три железнодорожных службы: тяги, телеграфа и пути. В новых цехах была создана ремонтная база паровозного депо. В 1913 году на балансе было 25 маломощных паровозов серий ОВ, ОД, Б, Щ, и небольшое количество грузовых и пассажирских вагонов.

В 1916 году  построено  здание железнодорожного вокзала и паровозного депо с большими ремонтными службами.

При депо впервые в Бугульме была запущена в эксплуатацию локомобильная электростанция, освещающая депо, водокачку, вокзал, пути и перрон станции. К началу 1917 года в депо работало более 150 квалифицированных рабочих и 120 чернорабочих.

Железные дороги с первых дней появления стали притягивать население: появлялись новые поселения на пути следования железной дороги, железнодорожные станции, множество отдельных железнодорожных веток, которые уходили к местам лесозаготовок, разработок ископаемых, в том числе угля и нефти. Железные дороги были необходимы для строительства электростанций и целых городов, они способствовали экономическому развитию российских окраин. Волго-Бугульминская железная дорога дала толчок развитию производств города. Были построены элеватор, крупные паровые мельницы. Паровозное депо Бугульмы с 1921 года входило в состав Самаро-Златоустовской железной дороги, с 1936 года и по настоящее время причислено к Куйбышевской железной дороге.

В состав дороги входят Самарский, Пензенский, Башкирский и Волго-Камский регионы. Характерный груз, перевозимый Куйбышевской железной дорой – нефть и нефтепродукты, помимо этого по ней перевозится лес и зерно, продукция агропромышленного комплекса, цемент, металл и химикаты.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International