В российской газете «Экран и сцена» вышел материал о бугульминском театре. Его автор Владимир Спешков. Он в конце апреля побывал в театре имени А. Баталова. Приехал по приглашению Владислава Юдина, директора театра, чтобы посмотреть постановку по рассказу А. Чехова «Скрипка Ротшильда». Спектакль был поставлен владимирским режиссером Владимиром Кузнецовым на средства проекта «Театры малых городов», которую инициировала партия «Единая Россия».
Владимир Спешков, театральный критик, автор статей различных российских театральных изданий, неоднократный член экспертных советов и жюри фестиваля «Золотая маска».
— Татарстан – особая территория, — отметил критик. – Здесь театры на высоком подъеме и в плане постановок, и в плане содержания помещений. Спектакль «Скрипка Ротшильда» серьезный, глубокий. И есть в нем очень важные слова из уст Бронзы: «Если ли бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу».
В спектакле заняты четыре актера. Критик при встрече назвал их слаженным оркестром, исполняющим партитуру поэтичного текста Чехова.
В своей статье «Какие страшные убытки!» газеты «Экран и сцена» (номер 10 за 2022 год) Владимир Спешков разобрал сразу две постановки по произведениям Чехова. Одна из них «Дядя Ваня» в Пскове, вторая – в Бугульме.
Выдержка из статьи:
«Главный герой Яков по прозвищу Бронза – гробовщик и скрипач. Один из щемящих образов спектакля – детский гроб, оборачивающийся футляром для скрипки, воспоминание об умершей в младенчестве дочери. Деревянные кресты и доски гроба – символ смерти. Опилки в этом спектакле становятся снегом, водой, самой жизнью, высыпающейся из разорванного мешка, как из умирающего тела.
Именно это истончение жизни, горькие итоги, невозможность что-то исправить, прожить заново играет Александр Кочетов (Бронза). Слепая мощь и неразмышляющая грубость в начале рассказа, человек, как будто и сам сделанный из мощного дерева, дуба, и тот, про кого принято говорить “в чем душа держится”, в финале, задающий самые главные вопросы без ответа: “Зачем вообще люди мешают жить друг другу? Ведь от этого какие убытки! Какие страшные убытки! Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу!”.
Еще одна, несомненно, незаурядная актерская работа этой “Скрипки Ротшильда” – Лейсан Хабибуллина в роли жены Якова Марфы. Чеховское определение – “Марфа, похожая в профиль на птицу” – удивительно совпадает с внешним обликом героини, а ее немногие слова звучат щемяще: “Помнишь, Яков? Помнишь, пятьдесят лет назад нам Бог дал ребеночка с белокурыми волосиками?..”. Роль редкой тонкости и глубины, пластической и вокальной выразительности. Каждому из четырех персонажей спектакля дана песня, кому-то буйная и современная, кому-то народная, протяжная. Все это поддержано оригинальной музыкой композитора Владимира Брусса, пронизывающей действие.
С Ротшильдом (Рустам Файздрахманов) в спектакль входит очень важная тема иного, не такого, как ты. Актером явлен сложный путь от почти животной, ничем не оправданной ненависти (с каким злобным отчаянием Яков гонит и шпыняет Ротшильда), до запоздалого примирения, понимания, раскаяния: “Скрипку отдайте Ротшильду”. Точен и выразителен в маленькой роли Фельдшера Владимир Пряхин.»
Премьера спектакля состоялась в начале декабря прошлого года. Всего прошло 10 показов. В основном на постановку приходили обладатели Пушкинской карты.
Театр имени А. Баталова закрыл 87 театральный сезон 29 мая так же премьерой этого сезона комедией «Касатка», поставленной на средства проекта «Культура малой Родины».
Юлия Исмагилова
Фото Дениса Гапонова